Эрих Фромм Типы агрессии

Фромм вводит разделение агрессии"доброкачественной" — филогенетически заложенного импульса к атаке или бегству в ситуации, когда возникает угроза жизни, и агрессии"злокачественной" деструктивности и жестокости. Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К. Инстинктивистские концепции трактуют агрессивность как постоянный фактор психической жизни, заданный биологически и имеющий тенденцию накапливаться и искать разрядки в деструктивных поведенческих актах"гидравлическая концепция агрессивности". Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение импульсы. Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем. В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих человеку от рождения деструктивных наклонностях, используя для этого данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Так, нейрофизиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, активизирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия то есть агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно.

Теория деструктивности Э. Фромма

Превентивные меры и управление агрессией Как противостоять агрессии? Такого рода антисоциальный оттенок заставляет относить к одной и той же категории столь различные явления, как детская ссора и войны, упреки и убийство, наказание и бандитское нападение. Мотивационно-психологический анализ деятельности предполагает не только фенотипическую, но и генотипическую дифференциацию этих явлений.

Теория, которую создал Э. Фромм, привлекает научное сообщество философов, предполагает, что основным источником страха, чувства тревоги и одиночества является Эта агрессия означает способность убивать не.

Лоренц проанализировал взаимодействие агрессии, бегства и секса на примере одного вида рыб, а затем обобщил свои наблюдения, распространяя их на людей. Результат его анализа настолько интересен и полезен для понимания взаимодействия мужчин и женщин, что его стоит рассмотреть. Этот анализ, раскрыл важнейшие функции агрессии, которые без научного анализа трудно заметить.

Дело в том, что у этого вида рыб внешне самец и самка почти неразличимы. Одинаково и их поведение, поэтому было интересно узнать, какой механизм предотвращает гомосексуальное поведение. Только очень острая наблюдательность натуралиста позволила выяснить, что самец и самка отличаются только по отсутствию у одного из них определенных действий. Оказалось, что у самцов этой рыбы мотивация бегства и сексуального поведения не могут сочетаться.

Это означает, что, если самец даже в ничтожной степени боится своей партнерши, его сексуальность полностью подавляется. У самок такое же отношение между агрессией и сексуальностью: Она, как фурия, будет атаковать его, и ее агрессивность будет тем сильнее, чем больше потенциально она была готова для спаривания, то есть чем ближе она была к нересту в связи со своим гормональным состоянием.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков.

Он напуган, и его ярость — просто реакция на собственный страх. .. Сперва он посчитал, что агрессия объясняется природой этого вида приматов.

Другие предметы [39] Взгляды Фромма и его последователей на проблему человеческой агрессии Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных - это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная,"доброкачественная" агрессия служит для выживания индивида или рода. Она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезает опасность.

Другой вид представлен"злокачественной" агрессией - деструктивностью или жестокостью, свойственными только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих, она не имеет филогенетической программы, не служит биологическому приспособлению и не имеет, таким образом, никакой конкретной цели. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, то есть предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере.

Проблемы агрессивного поведения людей

Злокачественная агрессия как основа деструктивности Фромм начинает анализ деструктивности с критики учений об агрессивности в инстинктивизме - отдельных положений философии З. Лоренца [1] и бихевиоризме - идеи Б. Скиннера [2] и др. Периодически агрессивность накапливается и ищет разрядки в агрессивных поведенческих актах. Представителем инстинктивистской трактовки агрессии является З. Фрейд, взгляды которого были рассмотрены нами выше.

Предлагаем вам 30 цитат выдающегося немецкого философа и психолога Эриха Фромма. Цитат, дарящих жизнь, цитат, которые.

Как признается автор, материал для этого издания он собирал более 40 лет. Сопереживание человечеству подвигло ученого взяться за решение столь сложной проблемы: Фромм обобщил идеи и положения реформированного, социокультурного психоанализа, показал специфику философско-антропологической рефлексии. Это — первый том задуманной ученым многотомной систематизации психоанализа.

Энциклопедический характер книги позволяет раскрыть широкую панораму биологических, социально-психологических, антропологических учений. Деструктивное и агрессивное в человеке философски переосмыслено Фроммом как проблема зла в индивиде, в социуме, в истории, в жизни человеческого рода. Проблема деструктивности вытекает из феномена бегства от свободы, занимающего важное место в творчестве Фромма.

Само нежелание принять свободу имеет многочисленные следствия. Вовсе не свобода порождает разрушительность, как предполагалось ранее. Воздержание от собственной воли, неготовность пользоваться плодами человеческой субъективности парадоксальным образом приводят к деструктивности. Задушенная внутренняя свобода рождает синдромы насилия. Фромм усматривает рождение разрушительности не в первородном грехе, не в человеческом своеволии, а в предумышленном отказе человека от самого себя, от собственной уникальности.

Опасна не сама свобода как особый дар, а воздержание от нее.

Типы агрессии по Фромму

Агрессия с целью самоутверждения Заключение Введение Тема данной работы — агрессия как способ самоутверждения в современном обществе. В современном обществе происходят кризисные процессы, которые отрицательно влияют на психологию людей, порождая озлобленность, жестокость и насилие. Постоянно растущие во всем мире насилие и деструктивность привлекает внимание специалистов к исследованию сущности и причин агрессии.

Фромм Эрих Вторая группа («В») - не деструктивные, но всё же агрессивные Атмосфера в этом обществе - постоянный страх, т.к. коварство.

Иногда возникает впечатление, что животного поведение носит черты садизма например, кошки игра с мышью. Но если мы думаем, что игра эта доставляет кошке удовольствие, то это не иное что, как антропоморфная интерпретация. На самом любой деле движущийся предмет приводит к такой же реакции точно, как реакция на мышь. Значит ли что, это моток шерсти будоражит в кошке инстинкт?

Лоренц двух о рассказывает голубях, которые сидели в одной клетке тесной. Но ведь этот пример свидетельствует жестокости не о вовсе, а лишь является показателем реакции на пространства недостаток, то есть подпадает под категорию оборонительной Разграничение. Дело в том, кто те, что выводят человеческую агрессивность из самой сущности родовой человека, вынуждают своих оппонентов, хотят не которые совсем расстаться с надеждой на мирную приуменьшать, жизнь масштабы человеческой жестокости.

И эти миротворцы-адвокаты нередко высказывают излишне оптимистические развития прогнозы человечества. Если же разделить агрессию на злокачественную и оборонительную, то такая необходимость отпадает. Тогда что, предполагается злокачественная доля агрессии не является следовательно, а врожденной, она не может считаться неискоренимой.

С стороны другой, допускается, что злокачественная агрессивность собой представляет некий человеческий потенциал, более чем, значимый одна из возможных моделей поведения, можно которой по желанию обучиться и от которой можно освободиться легко, приняв другую модель. Игровая необходима агрессия в учебном тренинге на мастерство, ловкость и реакций быстроту. Она не имеет никакой разрушительной никаких и цели отрицательных мотиваций гнев, ненависть.

Например, сражение на мечах в дзэн-доведено буддизме до подлинного искусства, которое требует ловкости огромной, полного владения своим телом, а полной также концентрации.

Психология человеческой агрессии. Фромм Э. Типы агрессии

Кроме этого, страх является сублимационной преобразованной формой агрессии. Как выше было сказано, под установками мы подразумеваем два психологических механизма: Есть два основных стремления: Карл Густав Юнг выделил четыре психологические функции, которые имеют компенсационные законы:

Наиболее полно свое понимании некрофильского характера Фромм раскрыл в фундаментальной работе"Анатомия человеческой.

Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты.

Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах. Поэтому главным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числа факторов, реально провоцирующих эту агрессию.

Разумеется, рамки данной книги не позволяют начертить программу социальных перемен, необходимых для решения такой задачи[]. Поэтому я ограничусь здесь лишь несколькими замечаниями. Главное условие состоит в том, чтобы устранить из жизни взаимные угрозы — как индивидов, так и групп. Это зависит от материальных условий жизни: Данная предпосылка может быть в ближайшем обозримом будущем реализована путем замены нашей системы производства — распределения — потребления на более совершенную.

Социальная психология. Конформизм и враждебность по Музаферу Шерифу.